(812) 612-11-22
e-mail: adpoinfo@znaem.org
Время работы колл-центра:
пн - пт: c 9:00 До 17:30
cб, вс - выходной

Вы здесь

Уроки профориентации: как вырастить инженера?

   Сегодня в большинстве общеобразовательных учреждений системной работы в сфере профессиональной ориентации не проводится. Зачастую идет подмена понятий: школьникам в качестве «ориентира» предлагают участие в Днях открытых дверей и Ярмарках профессий, где подростки получают не более, чем эффектную рекламу ярких образов. При таком подходе основная мотивация выбора школьника может быть далека от реальной жизни и не соответствовать его способностям.

   По опросам, проведенным среди студентов, оказалось, что около 70 % считают, что ошиблись или с выбором специальности или учебного заведения. В качестве причины бывшие школьники называют отсутствие четких представлений о специальностях к моменту поступления в вуз. Не удивительно, что такая ситуация приводит к тому, что, получив диплом о высшем образовании, менее трети выпускников работает по специальности, а значительная часть вообще не трудоустраивается. Финансовые потери государства при этом огромны, даже если учесть лишь затраты на обучение. В связи с этим появляются различные инициативы. Например, Максим Топилин, глава Министерства труда и соцзащиты, предлагает возложить на университеты оплату пособия по безработице за нетрудоустроенных выпускников.

   Следует понимать, что конечная задача профориентации в масштабах государства – это удовлетворение потребности в кадрах различных сегментов экономики, что включает в себя не только подготовку специалистов востребованных профессий, но и закрепление их на рабочих местах. Особенно важно профориентационное движение, направленное на пополнение инженерными кадрами организаций оборонно - промышленного комплекса.

   Несмотря на общее признание актуальности темы, задачи профориентационной работы с молодежью четко не сформулированы, не выстроена единая система. Например, не решен вопрос в организационном плане: кто должен заниматься профориентацией – учреждения общего и профессионального образования, службы содействия занятости населения или отделы по развитию персонала предприятий? Не определены специалисты, которые могли бы квалифицированно ориентировать школьников: учителя-предметники, социальные педагоги, психологи-профориентаторы  или профессионалы-практики, работающие на предприятиях. Нет и института подготовки таких специалистов.

   Велико разнообразие форм работы с молодежью по самоопределению - это предоставление информации о профессиях, приобретение трудовых навыков на различных практиках, участие в тематических конкурсах, профтестирование, консультирование. Кроме того, оценить эффективность мероприятий профориентационной  работы непросто, так как для этого надо иметь данные о результатах трудоустройства и закрепления на рабочем месте.

   Если говорить о роли учителей в процессе самоопределения подростка, то она, безусловно, велика на начальном этапе. Однако школьные учителя не заинтересованы в конечном итоге профориентации, в их обязанности не входят услуги по трудоустройству учащихся и дальнейшему отслеживанию результатов их работы по специальности.

   Функции работы с молодежью, включающие широкий спектр скоординированных действий при переходе от учебы в школе  к профессиональной деятельности, в западных странах взяли на себя так называемые «переходные службы». У нас этим направлением занимаются различные организации, условно объединенные вектором деятельности «школа-вуз (колледж) – предприятие» и осуществляющие свою деятельность опираясь зачастую на личные инициативы и волонтерскую помощь.

   Академия дополнительного профессионального образования (АДПО) взяла на себя как инициативу по созданию системы профориентационного образования школьников, так и координирующие функции в  цепочке «школа – вуз – предприятие». АДПО, с одной стороны, сотрудничает в сфере профориентации школьников с Учебными центрами предприятий: организация экскурсий в заводские музеи,  цеха, на производственные участки, проведение встреч, бесед, конкурсов и т.д. С другой стороны, совместно с техническими вузами проводится работа по разъяснению абитуриентам различий в компетенциях, получаемых в процессе обучения тем или иным инженерным специальностям и направлениям подготовки. Совместно с Академией вузы проводят для школьников мероприятия по оригинальным сценариям в неформальной обстановке (например, «Почувстуй себя студентом «Политеха»), встречи с представителями кафедр, преподавательским составом, студенческим активом.

   Среди предприятий - партнеров Академии, активно участвующих в профориентационном движении, - КБ «Арсенал», НПО «Импульс», «Радар ммс», АО «Климов», ГОЗ «Обуховский завод», ОАО «Балтийский завод – Судостроение», ПАО «ЗВЕЗДА»  и другие.  Профориентационная экскурсионная программа – «выезд на предприятие» - построена таким образом, чтобы  познакомить ребят как можно шире с историей промышленности города, дать представление о выпускаемой продукции двойного назначения, показать условия работы в различных производственных структурах, проинформировать о востребованных специальностях. На таких мероприятиях школьники получают первые уроки инженерного дела, знакомятся с технологическими этапами производства, узнают о принципах работы механизмов, оборудования и т.д., тем самым расширяют свои представления о профессиях, и выбирают для себя будущее место работы.

   Погружаясь в атмосферу реального производства, школьники легче представляют себя в той или иной профессии. Абитуриенты, ориентированные на инженерное образование и  заинтересованные перспективой работы на конкретном предприятии, могут участвовать в конкурсе на целевые места.  Выпускников вместе с родителями приглашают на собеседования,  во время которых  специалисты отдела развития персонала выясняют мотивы выбора, степень подготовленности абитуриента,  просматривают документы портфолио, обсуждают предпочтения, личные и деловые качества.

   Много споров среди профориентаторов вызывает оценка эффективности проводимых мероприятий. В АДПО накопился многолетний опыт, на основании которого можно сказать, что на первом этапе цель профориентации достигнута, если абитуриенты четко формулируют, чего они хотят достичь в профессиональном плане. Для этого им предлагается написать эссе, раскрывающее тему: « Мой выбор - профессия инженера».

   В количественном соотношении доля абитуриентов, прошедших профориентационную программу в АДПО и поступивших в вузы на инженерные специальности, составляет более 80%. Значительно сложнее отследить долгосрочные  результаты. Для того, чтобы стать специалистом, преодолеть конкурс и стать студентом престижного технического вуза ещё не достаточно. Необходимо успешно пройти все этапы обучения, получить диплом и включиться в трудовую деятельность. Отдаленные результаты профориентационной программы, проводимой в АДПО, появятся в ближайшие годы, когда наши выпускники пополнят ряды инженеров. 

   В последнее время среди выпускников школ наметилась тенденция выбора инженерных  специальностей, повысился конкурс в технические вузы. В этом общем процессе несомненен  вклад коллектива сотрудников АДПО.  А пока еще на рынке труда чувствуется дефицит инженерно-технических кадров, компании ищут подготовленных, квалифицированных специалистов, вузы ждут приток мотивированных  абитуриентов и  общество возлагает надежды на появление инновационных форм работы со школьниками.