Вы выбрали:
БЕСПЛАТНОЕ ПРОБНОЕ ЗАНЯТИЕ
(812) 612-11-22
e-mail: adpoinfo@znaem.org
Форма обратной связи
Время работы колл-центра
пн - пт 9:00 - 20:30
сб-вс 10:00 - 18:00

Профориентация - в чем польза?

Что такое современная профориентация? Это тесты, тренинги, консультации, что-то еще? Попробуем разобраться, какие существуют методы профориентации и чем они реально могут помочь школьнику.

Выбор профессии – закономерный этап в жизни каждого человека. Нет точного  возраста, когда необходимо решить, кем быть в профессиональном плане, но, несомненно, что каждый человек начинает размышлять о своем будущем, примерять на себя разнообразные профессии еще с дошкольного возраста. 

Особенности нашей образовательной системы таковы,  что уже примерно с 8-9-го класса, а иногда и раньше, школьнику приходится задумываться о выборе будущей профессии. Очень часто старшеклассник не готов к этому. Порой он не может разобраться в самом себе. О будущей же профессии четкого представления у него вообще нет. 

Еще одним значимым препятствием для школьника на пути выбора является недостаток сведений  о  том, какие вообще профессии существуют, где и чему учат, какие перспективы открывает получение той или иной специальности.

Таким образом, помощь в выборе профессии для выпускника должна выстраиваться в двух направлениях.  Первое -  необходимость понимания своих личностных особенностей, интересов, склонностей,  а также физических и интеллектуальных возможностей; и второе – информирование о разнообразных специальностях, о современном состоянии рынка труда и перспективах его развития в ближайшие годы.  Именно в этом и заключается профориентационная  работа со старшеклассниками.  

Реализация обозначенных выше основных целей осуществляется различными методами, разнообразие которых столь велико, что разобраться в них часто не под силу даже родителям, не говоря уже о школьниках.  Для того чтобы облегчить понимание, предложений современных центров профориентации, мы приведем краткий обзор методов профориентации: какие они есть, для чего нужны и что дают школьнику.

1. Разнообразные тесты по профориентации. Первое, с чем ассоциируется представление о консультации по профориентации, – это выполнение различных тестов. Действительно, на сегодняшний день разработано множество тестов для выявления профессиональных склонностей, интересов человека, его личностных черт в контексте соответствия их различным профессиональным требованиям. Многие из этих методик есть в свободном доступе, они предназначены для самодиагностики и помогают человеку систематизировать  и обобщить знания о самом себе.  Существуют целые методические комплексы, состоящие из нескольких тестовых методик, прохождение которых может занимать до нескольких часов и часто требовать контроля специалиста-психолога. Современные информационные технологии позволяют несколько упростить процедуру прохождения таких тестов: например, можно пройти тестирование за компьютером, не используя бумажные бланки, или вовсе дистанционно, не выходя из дома. Как правило, интерпретировать и обобщить большого количества тестов самому человеку уже не под силу, и требуется консультация психолога-специалиста по профориентации.

 

2. Консультации психолога-специалиста по профориентации. Как правило, консультация происходит по результатам выполненных тестовых заданий. Психолог интерпретирует полученные результаты, рассказывает клиенту о выявленных личностных особенностях, интересах и т.п. Информирует, какие есть перспективы для получений той или иной профессии, куда можно пойти учиться, каким предметам стоит уделить особое внимание для подготовки к поступлению, какой конкурс прогнозируется для поступления в тот или иной ВУЗ.  Может дать информацию о состоянии рынка труда.

Но кроме информационной составляющей консультации, важная задача психолога состоит в том, чтобы обратить внимание тестируемого на самого себя, на свои особенности. Понимание себя, умение анализировать свои сильные  и слабые стороны  позволяет старшекласснику сделать правильные профессиональный выбор, не зацикливаться на конкретных узких специальностях, а представляя свои возможности в различных областях деятельности.

 Консультация психолога не всегда обязательна после тестирования. Возможны формы работы, когда психолог совместно с клиентом выполняет задания, направленные на поиск своего профессионального предназначения, или вовсе обходится без тестовых методик, в процессе беседы предлагая клиенту вопросы, активизирующие самопознание и интерес к себе и своему профессиональному будущему. Последний вариант работы ближе всего к коучингу. В работе со старшеклассниками все-таки чаще применяется классический вариант консультации – это тест или комплекс тестов с последующим  разбором результатов совместно со специалистом по профориентации.

 

3. Профориентационные игры, тренинги позволяют в игровой форме познакомиться с основными особенностями различных профессий. Ребята примеряют на себя роль специалистов, знакомятся со своими потенциальными возможностями и обязанностями в непринужденной обстановке. Профориентационные тренинги позволяют старшекласснику  почувствовать, как ему играть в ту или иную «профессию»: насколько комфортно или нет, что больше нравится делать, а что вызывает неприятие и т.д.  Это тоже способ, помогающий понять себя. В результате игровых форм профориентации у школьников повышается мотивация к труду в целом, а также увеличивается интерес к отдельным профессиям. Также полезны для старшеклассника тренинги, на первый взгляд не относящиеся к профессиональному выбору. Такие тренинговые программы, как «Успешное общение» или «Стоп стресс» позволяют освоить практические навыки преодоления ситуаций, которые кажутся подросту сложными или даже непреодолимыми, а значит, сужают для него круг возможных будущих профессий.

 

4. Профессиональные пробы. Это тоже своего рода «игра в профессию», но более организованная. В процессе профессиональных проб максимально точно воспроизводится характерная рабочая ситуация, в которой и предлагается принять участие школьнику. В данном случае у подростка больше ответственности и меньше свободы действий. Благодаря этому формируется более точное представление о потенциально  возможных профессиональных обязанностях.

 

5. Экскурсии на производство, лекции специалистов. Это очень важная составляющая в комплексе методов  профориентации молодежи. Основная функция таких экскурсий и выступлений – информационная. В процессе участия в таких мероприятиях, особенно если они хорошо организованы, у старшеклассников формируется позитивное представление о различных профессиональных сферах, а значит, расширяются возможности профессионального выбора.

Выбор профессии для школьника  - это важный и ответственный этап жизни, который может быть очень увлекательным. Если отнестись к этой проблеме  осознанно и обязательно прислушиваться к себе, то и результат, несомненно, будет положительный. Разнообразие методов профориентации позволяет школьникам творчески подойти к процессу выбора профессии и получить в результате не только ориентир в определении наиболее подходящей специальности, но и лучшее понимание себя, своих особенностей и способностей.