В 2015 году завершается очередной срок реализации пятилетнего плана подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК), и Правительство утвердило План подготовки кадров на 2016-2020 годы.
Согласно новому государственному плану, для предприятий ОПК предполагается подготовить более 80 тысяч специалистов с высшим образованием. Это больше, чем намечалось на предыдущие пять лет, - 69,4 тысячи специалистов. Обобщать результаты текущей пятилетней программы рано: впереди еще полгода работы и приемная кампания 2015. Предварительный анализ ситуации в области подготовки инженерных кадров дает основание полагать, что комплекс проводимых мер является недостаточным, средний возраст сотрудников ОПК по-прежнему остается высоким.
Импортозамещение на «умные головы»
Каждому поколению приходится решать новые задачи. Не является исключением и нынешнее поколение. В современной политической ситуации введенные санкции Запада оказались не так страшны для экономики России, как возникшая необходимость в замещении импорта отечественными разработками. К примеру, большинство российских организаций ОПК столкнулись с проблемой поддержки программных продуктов западными разработчиками. Не многие руководители задумывались над тем, что надо создавать свои направления в области высоких технологий, быстрее было идти по пути приобретения готовых разработок. Произошло отставание российских технологий, и оно, по некоторым оценкам, составляет 10–15 лет.
Отказываться от импорта надо «с умом», по словам президента В.В. Путина, «огульным импортозамещением» страна заниматься не будет. Следует восстановить свои позиции в тех сферах, где мы были сильны: судостроение и гражданское самолетостроение. Необходимо создать отечественную микроэлектронику как основу независимой, современной обороноспособности страны. Работы по импортозамещению активно проводятся во всех отраслях промышленности и уже начали давать результаты. Так, например, петербургское предприятие ОАО «Климов» начало выпуск первых авиационных двигателей, полностью используя отечественные комплектующие.
Восстановление компетенций в производстве начинается с подбора кадров - «умных голов». Автоматизация и модернизация производства снижает потребность в общей численности сотрудников, при этом на порядок повышает требования к их подготовке. Сегодня во всех отраслях экономики ощущается дефицит не просто персонала, а высококвалифицированных сотрудников: математиков, программистов, физиков. Большие надежды государство возлагает на долгосрочный проект подготовки инженеров по целевому набору, направленный на приток талантливой молодежи в организации оборонного комплекса.
Как закрепить специалистов на предприятиях?
Как известно, основное условие целевого набора - это последующая отработка выпускником вуза установленного в договоре срока (2-3 года) на предприятии, направившем его на учебу. К сожалению, на предприятия приходят работать далеко не все. По самым оптимистичным оценкам работодателей, возвращаются менее трети «целевиков», остальные молодые люди по разным причинам отсеиваются. Среди основных причин «отсева» называются две – не справляются с вузовской программой обучения и разочаровываются в выбранной специальности. Причем вторая причина оказывается наиболее серьезной.
Государство ставит задачу: к 2020 году не только подготовить молодых специалистов–«целевиков», но и не менее 70 % из них закрепить на производстве. Задача усложнена тем, что некоторые компании не имеют четкого представления своего развития на ближайшие 5 лет и не знают истинной потребности в специалистах. Кроме того, отказавшись от системы обязательного распределения, не создана четкая законодательная база, регламентирующая механизм взаимных обязательств между предприятием и гражданином, направленным на учебу.
Для закрепления молодых специалистов на производстве предлагаются разные меры. Вице-премьер Д.О. Рогозин считает, что только сочетание материальных и моральных стимулов даст положительный результат (это и обеспечение работников ОПК жильем, и доплата к стипендиям от предприятий).
Предприятия имеют возможность разрабатывать свои социальные программы поддержки молодежи. Например, руководство ряда предприятий для поощрения наиболее талантливых студентов ежегодно присуждает заводские стипендии.
Ставка на профориентацию и математику
В 2015 году предусмотрены существенные изменения в условиях приема в вузы, сделана попытка учитывать профориентационную составляющую в подготовке абитуриентов, и это касается не только поступающих по целевому набору. Впервые будут учитываться индивидуальные интересы и достижения абитуриентов, за портфолио будут начисляться дополнительные баллы к ЕГЭ.
Мотивировать абитуриентов к осознанному выбору учебного заведения может также право зачисления «в первую волну» при подаче подлинников документов, а не копий. Предполагается, что в приемную кампанию 2015 года до 80% бюджетных мест будут отданы абитуриентам, которые первыми принесут свои аттестаты в приемные комиссии, тем самым подтверждая осознанность своего выбора.
Впервые для поступления в технические университеты выпускникам школ потребуется сдать «профильный» уровень экзамена по математике. Повышение требований к знаниям математики поможет технически ориентированным школьникам начать раньше готовиться и лучше изучить предмет, который лежит в основе инженерных дисциплин.
Кроме того, в 2015 году следует ожидать изменений в Федеральных государственных стандартах, направленных на совершенствование образовательных программ в высшей школе. Должны быть разработаны стандарты «прикладного» бакалавриата, обновлены стандарты «академического» бакалавриата и «специалитета», а также регламентированы правила приема в магистратуру.
Перечисленные изменения в процедуре приема в технические вузы направлены на совершенствование системы воспитания будущих инженеров. При этом большое внимание в довузовской подготовке уделяется профориентационной составляющей. Предполагается, что ранняя профориентация, посещение дополнительных занятий, кружков, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. поможет школьникам сделать осознанный выбор будущей профессии. Все эти меры должны привести к снижению «отсева» студентов.
Взаимодействие вузов и предприятий ОПК
В 2014/2015 учебном году начал действовать инновационный проект государственной поддержки целевого обучения. По результатам проведенного открытого конкурса, 67 вузов и 12 базовых кафедр получили финансовую помощь на обучение студентов-«целевиков» и дополнительное материально–техническое оснащение образовательного процесса. По условиям проекта, на подготовку одного студента вузы получат доплату в размере 43 тыс. руб. от государства и столько же от предприятия-работодателя. Общий объем господдержки составит более 550 млн. рублей.
В числе победителей конкурса БГТУ «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф.Устинова – стратегический партнер Академия дополнительного профессионального образования (АДПО) по подготовке школьников и абитуриентов к целевому набору на инженерные специальности. В АДПО, совместно с БГТУ «ВОЕНМЕХ», разработана Программа целевой довузовской подготовки школьников, направленная на повышение знаний, профориентацию и знакомство с предприятиями ОПК. Совместными усилиями сотрудников и преподавателей Академии, технических вузов воспитывается новое поколение будущих инженеров.